Камины и печи, выложенные керамическими изразцами, по праву считаются одними из лучших. Они не только хранят тепло домашнего очага и создают особый уют, но и делают интерьер более ярким, праздничным, даже парадным. Монтаж даже простых изразцов требует от печника высочайшей квалификации и конструктивного видения. Мастер, как скульптор, начиная устанавливать детали первого нижнего ряда, обязан представлять, как будут закрепляться последние элементы в верхнем ряду.

Считается, что украшать отопительные приборы изразцами мастерам помогают все четыре природные стихии: земля, вода, воздух и огонь. Это действительно так: в процессе изготовления керамики глину, олицетворяющую землю, требуется смешать с водой, высушить на воздухе и закалить в огне. Керамика не обжигает — она медленно и мягко отдает тепло. Кроме того, из-за относительно невысокой температуры поверхности не происходит выгорания частичек пыли, а значит, не бывает и соответствующего запаха. Функциональность этих отопительных приборов проверена веками, а изысканность и разнообразие дизайна позволяют современному человеку приобщиться к настоящей красоте.

Наследство предков Изразцовые печи и камины

© «Изразцовые печи»

Изразцовые печи и камины

© «Изразцовые печи»

Изразцовые печи и камины

© «Изразцовые печи»

Изразцовые печи и камины

© «Изразцовые печи»

Изразцовые печи и камины

© «Изразцовые печи»

Первые русские изразцы появились очень давно. В IX–X веках они были похожи на обычную керамическую посуду — их изготавливали из глины, обжигали и встраивали в верхнюю часть свода печи, чтобы повысить ее теплоотдачу. Только в XIV столетии в обиход вошли квадратные изделия с румпой — коробчатым выступом на задней стороне для лучшего крепления к поверхности печи или стены.

До XV века в оформлении храмов, дворцовых и жилых интерьеров использовали в основном так называемые красные изразцы — терракотовые плитки с тисненым рисунком, наносимым с помощью специальных деревянных форм. Изделия украшали растительными орнаментами, изображениями волшебных птиц и зверей, героев песен и былин. Однако их декоративность сохранялась не слишком долго: поверхность печей быстро покрывалась копотью, поэтому ее регулярно белили, с каждым разом все более сглаживая рельеф.

Чтобы решить проблему, изразцы стали покрывать муравой — полупрозрачной свинцовой глазурью характерного зеленоватого цвета, образующей гладкое и красивое защитное покрытие. Муравленые изразцы применяли не только для облицовки печей, но и для отделки посуды, стен помещений и фасадов зданий. Интенсивность их оттенка зависела от содержания оксида меди в глазури и температуры обжига керамики. Вариантов было довольно много — от светло-оливкового до темно-изумрудного, почти черного.

В XVII–XVIII столетиях производство изразцов в России вышло на новый уровень. Вместо муравы на поверхность заготовок начали наносить разноцветную эмаль, а затем изделия обжигали, закрепляя защитный слой (ценинные изразцы). Этот технологический прорыв дал мощный импульс развитию искусства росписи керамики. Мастера смогли создавать яркие, красочные композиции. К растительным мотивам и мифологическим сюжетам добавились портреты, геральдические изображения, разнообразные надписи, причем рельеф плитки был уже менее глубоким. Появились элементы в стиле барокко: пояса, фризы, колонны. Сами печи тоже стали более сложными по форме: двух- и трехъярусными.

Окно в Европу Изразцовые печи и камины

© Мастерская «АИ»

Изразцовые печи и камины

© Мастерская «АИ»

Новый этап развития изразцов связан с эпохой Петра I. Как известно, император побывал во многих западных странах и активно содействовал тому, чтобы отечественные мастера перенимали полезный заграничный опыт. Недаром первую в России мануфактуру по производству «голландских» изразцов организовал фаворит государя Александр Меншиков, а мастеров для нее специально отправляли учиться в Европу.

Кафель для облицовки печей стал совсем гладким и более сдержанным по цветовой гамме. Его изготавливали из обожженной глины и покрывали белой глазурью. Затем с помощью трафарета на плитки наносили мотив в синих, голубых или серых тонах, а мелкие детали прорисовывали кистью, после чего изделия обжигали еще раз. Все этапы работы выполняли вручную. Особенно популярны были морские и архитектурные пейзажи, портреты, пасторальные изображения, росписи на библейскую тему. Многие печи и камины того времени сохранились до наших дней и занимают почетное место во дворцах-музеях.

Пластическая масса, идущая на набивку изразцов, имеет общую усадку 7–8%, поэтому элементы уменьшаются при сушке. Особенно заметно это у крупногабаритных и сложных по форме деталей: скульптурных, арочных, конусных, замковых. Печник должен уметь с помощью швов нивелировать небольшую разницу в их размерах.

Серебряный век

Следующая волна интереса к изразцам связана с периодом конца XIX — начала XX века. Именно тогда были созданы великолепные камины и печи, в дизайне которых соединились элементы остромодного в те годы стиля ар нуво и русские фольклорные мотивы. Красочная сюжетная облицовка моделей «прекрасной эпохи» — это целый мир, наполненный космогонической символикой, населенный героями старинных легенд и фантастическими животными. В 1890-х по инициативе промышленника и мецената Саввы Мамонтова в его подмосковной усадьбе Абрамцево был организован творческий кружок, объединивший многих известных деятелей искусства. Одному из его членов — знаменитому художнику Михаилу Врубелю — удалось восстановить рецепт глазурей, использовавшихся древнерусскими мастерами и превращающих кусочки керамики в шедевры. Именно в абрамцевской гончарной мастерской появились его знаменитые печи и камины, украшенные сложными панно из майолики. Не менее запоминающиеся изделия были выполнены русскими мастерами по эскизам родоначальника московского модерна архитектора Фёдора Шехтеля и живописца-фольклориста Виктора Васнецова.

На пике моды Изразцовые печи и камины

© Мастерская «АИ»

Изразцовые печи и камины

© Мастерская «АИ»

В наши дни изразцовые печи и камины снова чрезвычайно актуальны. Дизайнеры предлагают разнообразные варианты их декора. Да и сама форма таких отопительных приборов заметно варьируется — по большому счету, выбор в данном случае зависит лишь от особенностей жилого объекта и требований, предъявляемых заказчиками. Существуют и относительно простые изделия прямоугольного или круглого сечения, и более сложные ступенчатые. Очень популярны, к примеру, модели с пристроенными теплыми лежанками и скамьями для сидения. Изразцовые очаги бывают пристенными, угловыми и предназначенными для размещения прямо по центру комнаты.

Многие мастерские реализуют типовые коллекции изразцов с полным набором облицовочных элементов (фронтальных, угловых, кромочных и т.п.), позволяющих декорировать отопительные приборы разных форм и размеров. Однако сегодня у покупателей есть возможность не только купить уже готовую продукцию зарубежных и отечественных компаний-производителей, но и заказать возведение и отделку печи или камина в индивидуальном порядке — по авторским эскизам, в соответствии с личными вкусами и предпочтениями и параметрами конкретного помещения.

После формовки изразцы из цветного сырья ангобируют (забеливают), сушат и обжигают: красную глину — при 900–1000°С; фаянс, шамот — при 1200–1250°С; фарфор — при 900°С. Температура повторных обжигов для майоликовых глазурей составляет 800–1000°С, фаянсовых — 1200–1250°С, фарфоровых — 1400°С.

Богатая палитра

Современные изразцы для облицовки каминов и печей условно делят на две большие группы: с глазурованным покрытием (майолика) и без него (терракота). И те, и другие могут иметь плоскую или рельефную лицевую поверхность. Первые часто украшены художественной росписью. У вторых декор чисто скульптурный, тисненый (вариантов много — от простых узоров до сложных сюжетных композиций). Кроме того, различают изделия с прямой, угловой и П-образной румпой. Детали также классифицируют по месту будущего монтажа — на рядовые, угловые, цокольные, карнизные и т.д. К отдельной категории относят архитектурные и скульптурные элементы, украшающие изразцовые печи, — от фантастических лап грифонов и львиных голов до колонн, полуколонн и прочих атрибутов классического стиля.

Продукция, изготавливаемая в наши дни, может воспроизводить исторические образцы либо быть абсолютно оригинальной, авторской. Так, на рынке представлено немало готовых серий, оформленных в традициях самых разных стран и эпох. Кантри, барокко, классицизм, модерн и постмодерн, восточные мотивы — подобрать подходящий декор для печи или камина не составит труда. Не менее интересно выглядят работы, созданные мастерами без четкой привязки к стилистике тех или иных прототипов. Современные технологии дают возможность получать матовые и глянцевые изразцы практически любых оттенков: холодных и теплых, ярких и приглушенных, строгих и провокационных. Жанровое разнообразие тоже велико: пейзажи, портреты, натюрморты, флористические зарисовки, абстрактные композиции.

Простое волшебство Изразцовые печи и камины

© Мастерская «АИ»

Изразцовые печи и камины

© Мастерская «АИ»

Изразцовые печи и камины

© Мастерская «АИ»

Изготовление изразцов — ручной труд, требующий высокого уровня мастерства. Чаще всего детали формируют из особо пластичных гончарных глин с высоким содержанием окисей железа. После обжига такой материал приобретает характерный красно-коричневый оттенок. Кроме того, налажено производство изделий из шамотной глины, способной выдерживать резкие перепады температуры, и фаянса.

Весь технологический цикл занимает до полутора месяцев. Его можно разделить на несколько этапов: получение форм; их заполнение глиной; сушка и обжиг деталей; роспись полуфабрикатов; финальный обжиг. При выпуске моделей типовых серий мастера используют готовые формы. При создании оригинальных изразцов (предназначенных для каминов и печей нестандартных габаритов и уникального дизайна) они каждый раз делают их самостоятельно — из гипса, дерева или современных материалов — с учетом степени усадки глины и требуемых размеров плиток, расположения декора и элементов крепления. Параллельно осуществляют предварительную подготовку глины: очищают ее от примесей, приводят в пластичное состояние и дают ей отлежаться определенное время.

После этого материал укладывают в хорошо просушенные формы, равномерно и плотно заполняя их. На румпе каждой заготовки делают отверстия для крепления проволоки или штырей. Подсохшие детали вынимают из форм и досушивают на воздухе или в специальном шкафу. Затем следует первый (утильный) обжиг, в процессе которого из керамики выжигаются все органические примеси и она приобретает необходимую прочность. Потом художники вручную наносят на изразцы рисунок (специальными красками, способными выдерживать нагрев) и покрывают их слоем глазури: прозрачной или непрозрачной, матовой или глянцевой, цветной или бесцветной. Способов ее нанесения несколько: окунание, полив, пульверизация.

И наконец, наступает завершающий этап работ — повторный обжиг изделий в печи. После него изразцы приобретают окончательные свойства и внешний вид. Поскольку абсолютно точно спрогнозировать «поведение» керамики на этой стадии невозможно, мастера обязательно производят пробные глазуровку и обжиг, опытным путем добиваясь нужного результата. Когда он достигнут, в печь помещают весь комплект подготовленных изразцов.

При изготовлении формы для изразцов сначала мастерят болванку — гипсовую модель облицовочного элемента без рельефа97 и на ее поверхности лепят из пластилина рельеф. Далее с нее снимают черновую форму из гипса, очищают и подправляют. Затем отливают в ней окончательную модель изразца и, наконец, снимают с модели гипсовую рабочую форму.

Искусство облицовки

Процесс отделки каминов и печей изразцами не менее трудоемок, поэтому поручать его тоже следует профессионалам. Работа начинается еще в мастерской — с сортировки элементов по форме, цвету и назначению, а также их предварительной, так называемой сухой, раскладки, позволяющей получить точное представление о будущем рисунке и обнаружить возможные недочеты. При необходимости детали подгоняют друг к другу, подтесывая их кромки на станке с подачей воды на режущую часть и зашлифовывая «болгаркой» все неровности. После этого сухую кладку разбирают, за исключением самого нижнего ряда, и смачивают изразцы водой. Затем на тонкий слой раствора устанавливают угловые элементы облицовки и четко выравнивают их по горизонтали и вертикали. Между ними размещают фронтальные (рядовые) изразцы. Тем же способом собирают и другие ряды, оставляя между ними горизонтальные швы шириной 2–3 мм и заполняя их раствором. В последнюю очередь крепят карнизные элементы и нижний ряд изразцов. Металлические штыри, продетые через отверстия в румпах и связанные между собой проволокой, помогают надежно удерживать готовое отделочное покрытие.

Современные изразцовые камины и печи, возведенные и облицованные по всем правилам, способны служить многие десятилетия. И самые лучшие из них в будущем наверняка станут такими же памятниками своего времени, как те исторические шедевры, которыми люди восхищаются сегодня.

Текст: Светлана Кононова